Адмиралтейский район

Адмиралтейский район расположен на левом берегу реки Невы. Современные границы района существуют с 11 марта 1994 года (после объединения Ленинского и Октябрьского районов).

Территорию района пересекают с востока на запад река Мойка, канал Грибоедова, река Фонтанка, Обводный канал, а также Садовая улица, а с севера на юг — две лучевых магистрали, протянувшиеся от Адмиралтейства — Гороховая улица и Вознесенский проспект, его продолжение Измайловский проспект, а также Московский, Лермонтовский и Старо-Петергофский проспекты.

Большая часть территории района, между Большой Невой и Фонтанкой, входит в историческое ядро Петербурга, планировка которой сложилась, главным образом, в первой половине XVIII века. Планировка части района между Фонтанкой и Обводным каналом сформировалась во второй половине XVIII века, а части района к югу от Обводного канала, вошедшей в городскую черту лишь в начале XIX века, — лишь во второй половине XIX века. Историческое разделение района: Коломна — территория, ограниченная реками Мойкой, Фонтанкой и Крюковым каналом; Измайловские роты — территория между Обводным каналом и Московским проспектом — 1-10-я Красноармейские улицы; Семенцы — территория между Технологической площадью, Витебским вокзалом и Обводным каналом; Промышленная часть — между Фонтанкой и Обводным каналом и к югу от Обводного канала, вблизи рек Екатерингофки и Таракановки.

Адмиралтейский район – крупный культурный центр. Здесь находятся государственный Академический Мариинский театр оперы и балета, государственный театр (оперы и балета) консерватории, театр юных зрителей имени А.А.Брянцева, государственная консерватория им. Н.А.Римского-Корсакова, государственный музей-памятник «Исаакиевский собор», филиал государственного музея истории города, центрального музея связи и железнодорожного транспорта. С XIX века район один из самых крупных индустриальных районов города, насчитывающий около 50 промышленных предприятий. Старейшие из них «Адмиралтейские верфи», экспедиция заготовления государственных бумаг (ныне фабрика «Гознак») и городские скотобойни (ныне ОАО «Петмол»). В 1857-59 годах завершена прокладка железных дорог и строительство двух вокзалов – Балтийского и Варшавского. В этот же период возникают и такие большие предприятия как железнодорожные мастерские (ныне ОАО «Подъемтрансмаш»); товарищество российско-американской мануфактуры (ныне АООТ «Красный треугольник»); ниточная фабрика Кенига (ныне АООТ «Советская звезда») и многие другие. Следует отметить, что строительство первой железной дороги «Санкт-Петербург – Павловск» началось с Адмиралтейского района, где сейчас находится Витебский вокзал. Общий рост промышленности России вызвал нужду в технических кадрах, послужил основой для развития учебных заведений.

Государственный университет путей сообщения был утвержден Манифестом Александра I 20 ноября 1809 года как «Особый Институт, в коем желающие посвятить себя сей важной части, будут открыты все источники наук, ей свойственных». 2 декабря 1809 года в Петербурге, на набережной Фонтанки, во дворце, построенном по проекту знаменитого архитектора Д.Кваренги, открыл двери этот «Особый Институт» — один из старейших вузов страны и Европы – Петербургский институт корпуса инженеров водяных и сухопутных сообщений – ныне ПГУПС. Существующая с 1828 года на территории района школа мастеров в 1831 году преобразуется в Технологический институт с 6-летним сроком обучения. Два училища – строительное и архитектурное в 1842 году слиты в институт гражданских инженеров (ныне Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет). В настоящее время в районе готовят кадры для России 8 государственных вузов и 5 негосударственных. Успешно работает множество научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций; особенно судостроительной промышленности, и среди них ЦКБ «Рубин». Значительный вклад в обеспечение петербуржцев товарами народного потребления и продовольствия вносят «Фабрики одежды Санкт-Петербург», «Первомайская заря», комбинат им. Степана Разина, «Петмол».